Страничка для педагогов

 



Экспериментируем и играем на подносе

Как использовать подносы в работе с дошкольниками?

 

В работе с дошкольниками могут помочь самые обычные предметы обихода. «Почему бы не использовать для индивидуального обучения и развития детей подносы, находящиеся всегда под рукой?» Так, по всей видимости, рассуждала известный педагог Мария Монтессори, раскладывая на подносах в качестве задания для детей композиции из предметов. Авторы пособия «Экспериментируем и играем на подносе» А. Бостельман и М. Финк подхватили эту идею и предложили для работы с малышами целый ряд развивающих игр и заданий на подносах, которые легко повторить. 

Какой поднос лучше выбрать

Использовать для занятий можно любые подносы. Главное — поднос должен быть удобным, чтобы ребенок мог его взять и с легкостью перенести на другое место. Следует также учесть размеры полок, на которых будут располагаться подносы в группе.

Подносы из пластика рекомендуется использовать для экспериментов с водой. Поднос не должен иметь слишком высокие бортики, чтобы дети могли с легкостью добраться до расположенных на нем предметов. Подносы можно смастерить самостоятельно из больших крышек или коробок из-под обуви. Для этого достаточно оклеить крышку несколькими слоями папье-маше, чтобы она стала достаточно твердой.

Как подобрать задание для ребенка

Воспитатели — настоящие профессионалы в наблюдении за детьми. Именно наблюдение является основой педагогической деятельности и помогает выбрать и предложить ребенку подходящее задание.

Вы можете подготовить подносы с индивидуальными заданиями для каждого ребенка или предложить группе детей различные виды развивающих игр, соответствующих их уровню развития и отвечающих их интересам, на нескольких подносах. Все зависит от возраста детей и того, насколько однородна в этом отношении группа, с которой вы работаете. В любом случае подготовленные вами задания облегчат вам решение ежедневных задач, связанных с развитием и обучением детей.

Как подготовить задания

Поразмышляйте для начала над тем, что ребенок на данном этапе должен усвоить, какие способности или навыки ему необходимо развить сейчас. И в зависимости от поставленной цели подберите для него подходящее задание.

Подумайте, какие материалы вам для этого понадобятся, и подготовьте их.

Затем определите, как можно изменять задания по уровню сложности; какие материалы или вещества вы хотели бы предложить ребенку в начале игры, а какие можно дать ему позже, на замену.

Развивающие и стимулирующие задания

Понятность. Задание, которое нужно выполнить ребенку, должно быть ясным и понятным без дополнительных объяснений. Другими словами, предметы следует располагать на подносе так, чтобы было очевидно, что с ними нужно сделать. При этом композиция на подносе должна побуждать ребенка к конкретным действиям. Например, если ребенку предлагается собрать пирамидку, то на подносе следует расположить не готовую пирамидку, а поставить основание пирамидки со стержнем и рядом положить несколько колец. Так можно мотивировать ребенка проверить, нанизываются ли кольца на стержень. Этот принцип понятности развивающих заданий следует соблюдать при составлении всех композиций.

Наглядность и порядок. Поднос следует разделить на ячейки. Упорядоченность и структурированность — важные принципы, которые позволяют сделать задание наглядным и понятным, не требующим дополнительных объяснений. Готовые подносы с ячейками можно купить в специализированных магазинах, продающих инвентарь для дошкольных учреждений. Но при помощи полос из картона можно легко разделить крышку от обувной коробки на ячейки и самим.

Также можно предложить материалы для заданий в специальных чашечках, чтобы создать ощущение порядка.

Пространство для творчества. При подготовке заданий для детей всегда помните о присущем им любопытстве. Поэтому располагайте предметы так, чтобы ребенок обязательно почувствовал желание поиграть с предложенными материалами.

Возможность экспериментировать. Дети по-разному выполняют одно и то же задание. Каждый ребенок должен иметь возможность исследовать предложенные ему предметы, опираясь на собственные идеи и представления.

Как работать с подносами

Для подносов обязательно нужно отдельное место хранения. Некоторые подносы малыши могут брать в течение дня самостоятельно, поэтому их следует поставить на низкую, доступную для детей полку. Поблизости от нее должен находиться стол или широкая скамья, на которых дети смогли бы работать с подносами. Малыши охотно ставят подносы прямо на пол, садятся рядом и играют.

Те подносы, которые воспитатели предлагают детям со строго определенными целями и которые должны использоваться только под контролем педагога или с его помощью, следует хранить на самых высоких полках. Но эти полки должны находиться на уровне глаз взрослого, чтобы воспитатель мог легко увидеть содержимое подносов и выдать для работы один из них ребенку, если он об этом попросит или если у вас есть время для совместных занятий с ним. На полках можно повесить фотографии с изображением содержимого подносов, чтобы дети и взрослые хорошо видели, какой поднос где стоит. Те подносы, которые можно использовать только под контролем воспитателей, промаркируйте наклейками.

Далее приведем описание игры «Заставляем предметы исчезнуть». Больше идей вы найдете в пособии «Экспериментируем и играем на подносе: 40 идей для занятий с детьми в яслях и детском саду».

 

Заставляем предметы исчезнуть

Вам понадобятся:

· жестяная баночка с пластмассовой крышкой, разрезанной посередине крест-накрест;

·


разноцветные бигуди разного размера.

Как в это играют

Дети очень быстро понимают, что они должны сделать на этом подносе. В прорезанное в крышке отверстие можно засунуть бигуди, и тогда они исчезнут в баночке. Шероховатая поверхность бигуди поскрипывает при засовывании в отверстие банки.

Звуки меняются в зависимости от скорости проталкивания и материала, из которого бигуди сделаны.

А поскольку бигуди разноцветные, ребенку нетрудно догадаться, что бигуди отправляются в баночку по определенному признаку. Например, сначала красные, потом желтые и т. д. Так выполняется еще и задание на сортировку. Как только все бигуди окажутся в баночке, ребенок сможет ее открыть, чтобы достать оттуда цветные рулончики. Игру можно начинать сначала!

Что развивается и чему учится ребенок

Понимание того, что вещи не исчезают, даже если их не видно. Исчез ли предмет, который я засунул в банку, или он только спрятался там?

Координация и глазомер. Бигуди могут попасть в банку через отверстие, только если ребенок вставляет их в нее под прямым углом.

Понимание причинно-следственных связей. Сначала бигуди шуршат, а потом слышится звук от падения предмета на дно банки.

Стремление к порядку. Какие бигуди надо мне сначала засунуть в баночку: сортируя их по цвету или по размеру?

Умение считать. Сколько бигуди уже в баночке: четыре или шесть? А сколько еще осталось?

Мелкая моторика. У меня получится открыть крышку баночки и снова ее плотно закрыть?

На что следует обратить внимание?

Чтобы дети не поранились, если им удастся засунуть всю руку в банку через отверстие в крышке, следует обточить края клиньев крышки в местах разреза и постоянно следить за тем, чтобы пластик крышки не порвался. Эта игра не таит в себе никаких опасностей, но иногда могут случаться неприятности: в такие баночки дети могут засунуть совсем другие предметы. Поэтому следует постоянно следить за действиями ребенка, играющего с этим подносом.




Принципы технологии

«План — дело — анализ»

Педагогическая технология «План — дело — анализ» основана на обобщении различного опыта работы по программам, ориентированным на ребенка, предполагающим отказ от жесткого расписания с четкими границами между различными фазами работы и гибкость в планировании. Общим для всех является ритмическое построение дня, выделение в начале дня значительного промежутка времени для свободной активности детей по их выбору. При этом технология «План — дело — анализ» обеспечивает детям позицию полноправных субъектов деятельности:

·                     влияние на выбор темы образовательной работы, формы работы в рамках проекта;

·                     самоопределение в последовательности и общей продолжительности выполнения самостоятельно выбранной деятельности;

·                     роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых;

·                     реализация своих интересов, потребностей в учении, общении, игре и других видах деятельности посредством самостоятельного принятия решения об участии или неучастии в общем проекте или в конкретном действии.

Педагоги, специалисты детского сада, родители воспитанников имеют равные права для внесения в общий план идей о темах, содержании, видах деятельности. 

Взрослые основывают свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка на свободу, самостоятельное познание окружающего мира во всем его многообразии; предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая ее рамками принятой культуры и формируя у воспитанников понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты. 

Задача взрослых состоит не в том, чтобы заставить ребенка выполнить то, что они считают важным, нужным для его блага или для реализации образовательной программы, а в том, чтобы помочь ему сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность, осознать важность, нужность своих и предложенных взрослыми действий. Вместе с тем взрослые находят то, чему ребенка можно научить, чтобы помочь ему быть успешным.

Формы работы отличаются вариативностью и многообразием. Прилагая максимум усилий для того, чтобы привлечь детей к активному выдвижению идей, обсуждению возможных вариантов и в итоге к выбору темы, к свободному высказыванию мнений по поводу собственной деятельности, взрослые поддерживают их инициативу и креативность, демонстрируют партнерский стиль взаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности совместных действий. 

Свободная деятельность осуществляется в центрах активности после того, как ребята сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место работы и партнеров. Принятие решения об индивидуальной работе или сотрудничестве с другими детьми или взрослыми остается за ребенком, вплоть до отказа от участия в общей теме. 

В старших группах подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, дефектологом, психологом, плановые образовательные или оздоровительные процедуры могут быть обозначены как равнозначный центр активности. В этом случае подгруппа детей будет работать по плану, составленным взрослым.

Смысл такого подхода состоит в формировании у дошкольников осознанного отношения к оздоровительным, учебным и коррекционным занятиям как необходимому усилию. Непосредственное вмешательство взрослого в самостоятельную работу ребенка или работу подгруппы может быть вызвано только поставленными учебными целями (научить чему-либо, провести коррекционную работу и т. п.), конфликтом, не решаемым самими ребятами, или ситуациями, когда дети просят помощи взрослого.

Выбор темы и содержания

Все, что происходит в детском саду и за его стенами, может дать толчок для выбора темы проекта: строящийся по соседству с детским садом дом, возвращение из путешествия с родителями, полученная в подарок книга, приближение праздника. Задача взрослых не в том, чтобы самим выбрать (назначить) одну из предложенных тем, а в том, чтобы помочь детям сделать согласованный выбор самостоятельно.

Совместное планирование

В ходе и в результате совместного обсуждения идей дети и взрослые вырабатывают совместный план действий. Совместное планирование свидетельствует о профессиональной состоятельности педагогов — умении вести диалог со своими воспитанниками, следовать за их инициативой, учитывать их интересы, раскрывать содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов, индивидуализировать работу; структурирует идеи детей и взрослых по видам деятельности (исследование, чтение, игра, рисование, строительство, кулинария и т. д.), но не устанавливает временной и пространственной закрепленности, то есть оставляет свободу выбора в том, что и когда делать, сколько раз возвращаться к деятельности или содержанию, с кем в партнерстве, где и как организовать деятельность. 

Взрослым совместное планирование дает возможность планировать и организовывать индивидуально-коррекционную работу «внутри» той деятельности, которую выбрал сам ребенок.

Взрослые члены команды (педагоги, старший педагог, специалисты) собираются вместе для того, чтобы обсудить выбранную тему и идеи, предложенные детьми.

Итоговый сбор

Итоговый компонент дневного цикла образовательной деятельности «План — дело — анализ» — это итоговый сбор. Он проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное — реализуют свой план в каком-либо центре активности (искусства, науки, математики, строительства, игры, песка и воды и т. п.). 

Задачи итогового сбора — предъявить индивидуальные достижения и общие итоги работы в центрах активности; организовать процесс рефлексии, обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели; наметить последующие шаги (перспективы развития проекта). Еще одна, не менее значимая задача состоит в том, чтобы пробудить энтузиазм, вселить в детей чувство уверенности в том, что они также могут быть успешными.

Продолжительность работы по теме

В отличие от учебного занятия работа по теме может длиться столько дней, сколько у взрослых будет сохраняться творческая и методическая готовность поддерживать ее новыми идеями и ресурсами, а у детей — интерес к выбранному содержанию. 

Продолжительная работа по теме позволяет детям попробовать свои силы в различных видах деятельности именно в то время, когда у них возникает в этом потребность. Иногда ребенок несколько дней подряд только наблюдает за действиями других детей, прежде чем решается включиться в работу. Некоторые дети могут пропустить несколько дней по какой-то причине или не успевать завершить запланированное, в этом случае длительность темы позволяет им включиться в работу в любой момент. В рамках общей темы ребенок может работать над своим индивидуальным проектом.

Примерный распорядок дня

 Время

Форма

 Участники

 

7:30–9:00

Приход, общение, игры, завтрак

Основной состав группы, педагог, гости (родители и др.)

 

9:00–9:10

Детский совет (групповой сбор). Педагог: модератор

Основной состав группы, педагог, гости (родители и др.); в дни выбора темы проекта и планирования — старший педагог, другие педагогические сотрудники дошкольной организации

 

9:10–9:50

      
Работа в центрах активности на основе самоопределения. Педагог ведет наблюдения; оказывает помощь и поддержку; обучает желающих детей чему-либо в одном из центров

Дети, педагог, гости (родители воспитанников), по возможности другие педагогические сотрудники дошкольной организации («эксперты» в отдельных видах деятельности)

 

До детского совета или после него и работы в центрах

Специально организованные занятия (музыкальное, физкультурное)

     

Основной состав группы, педагог, специалист

 

В одно время с самостоятельной деятельностью детей в центрах активности

     Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия, лечебно-оздоровительные процедуры

Дети, имеющие особые потребности, специалисты

 

10:00–10:10 (в дни, когда нет музыкального или физкультурного занятия) или 10:30–10:40   

 Подведение итогов работы в центрах

Дети, педагог, гости (родители воспитанников), по возможности другие педагогические сотрудники дошкольной организации («эксперты» в отдельных видах деятельности)

 

10:40 и далее по обычному расписанию возрастной группы

«План — дело — анализ» — одна из основных педагогических технологий, которая используется в основной образовательной программе «Вдохновение».





«ТЕАТР В ЧЕМОДАНЕ»


Форма работы по программе «Вдохновение»

Ребенок дошкольного возраста – настоящий слушатель, мечтатель, исследователь. Играя в сказку, дети используют различные виды театра. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому многие педагоги - практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно -развивающей среды ДОУ.

В группе детского сада необходимо иметь центр театра. В них отводится место для различных видов театра: настольный, пальчиковый, набор кукол, масок для разыгрывания сценок. Театрализованная деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок. Центр театра организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещенное в центре оборудование позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.

           Театр в чемодане - мобильный, компактный, и в то же время многофункциональный.

    Использование театра в чемодане позволяет обеспечить активную жизнедеятельность ребенка, становления его субъективной позиции, развития творческих проявлений.

   По просьбе педагогов, родители воспитанников могут принести в детский сад несколько старых чемоданов. Шаг за шагом, старые, обшарпанные чемоданы превращаются в настоящий театр, параллельно изготавливаются куклы из различных материалов.

Для театрализованной деятельности можно оформить три чемодана. В каждом чемодане есть несколько видов театра.

Маленький чемодан  - детям младшей группы или детям старшего возраста для «театра одного артиста».

В этом  чемодане можно использовать такие виды театра, как :

- магнитный

- настольный

В большом чемодане:

- фланелеграф

- Бибабо

- настольный

- пальчиковый

- театр «киндеров»

Дети самостоятельно выбирают в какой вид театра будут играть.

В среднем чемодане имеются такие театры, как:

- теневой театр

- Бибабо

- настольный

- конусный

- пальчиковый

- на гапите.

           Для театра теней можно использовать экран из полупрозрачной бумаги (кальки), который крепится в углах липучками. Для подсветки - компактная лампа на батарейках, которая умещается в чемодане. Черные плоскостные персонажи сказок изготовить своими руками. Также изображение можно получить и при помощи пальцев рук.

          Для кукольного, пальчикового театров и театра на гапите можно использовать шторы на резинке, которые легко надеваются на крышку чемодана.

          Для настольного театра - самые разнообразные игрушки, а также игрушки из киндер – сюрпризов. Театр из «киндеров» является одним из самых востребованных у детей, так как разыгрывание сюжета происходит без предварительной подготовки.

         Чемодан очень мобильная вещь, с ним можно найти уединённый уголок в группе, для самостоятельной игры;

сходить в соседнюю группу, для показа сказки малышам;

вынести на прогулку, просмотреть представление на открытом воздухе;

использовать  на музыкальных занятиях и развлечениях.

           Использование театра  в чемодане  дает возможность применения разных видов театров для организации игр дошкольников в театр, а также соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно – пространственной среде .

          Театр в чемодане,  заинтересует детей сказками, приобщит их к русской народной культуре, воспитает в них любовь к книге. В наш век информационных технологий, с появлением компьютеров, планшетов и других гаджетов детям перестали читать книги, рассказывать сказки на ночь. Дети не знают названий сказок, сказочных героев. Испытывают трудности с пересказом сказок, не могут придумать свою историю, рассказ; продолжить рассказ воспитателя или придумать свой конец сказки. В своей работе с детьми все чаще сталкиваемся с тем, что у детей ухудшилась память, скудный словарный запас, возникают трудности с пересказом произведений, с составлением рассказов по картине.

Мы решили заинтересовать детей через театрализованную игру, с применением различных видов театров, где все дети могут попробовать себя в роли кукловода и погрузиться в мир сказок.

          Еще много лет прослужит «Театр в чемодане» детям и сыграет свою значимую роль в развитии их творческих способностей.

Дети старших и подготовительных групп могут самостоятельно изготавливать персонажей, декорации, а также придумывать сюжеты для своих театральных постановок.

 

 

 

 

 

 

 

 

Волшебные мешочки историй.

Инсценировки для детей раннего возраста.

Форма работы ПООП ДО «Вдохновение»

Мешочки историй помогают в форме коротких театральных инсценировок познакомить детей с реалиями повседневной жизни. Привычная обстановка, в которой дети следят за развитием событий, дает им чувство эмоциональной безопасности, и они с легкостью подражают педагогу. У детей расширяется словарный запас, они знакомятся с числами и цветами, развивают память, вырабатывают нормы социального поведения.





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Мои педагогические взгляды:

Наши события! Праздники и развлечения в детском саду!