Страничка для педагогов
Экспериментируем и играем на подносе
Как использовать подносы в работе
с дошкольниками?
В работе с дошкольниками могут
помочь самые обычные предметы обихода. «Почему бы не использовать для
индивидуального обучения и развития детей подносы, находящиеся всегда под
рукой?» Так, по всей видимости, рассуждала известный педагог Мария Монтессори, раскладывая
на подносах в качестве задания для детей композиции из предметов. Авторы
пособия «Экспериментируем и играем на подносе» А. Бостельман и М. Финк
подхватили эту идею и предложили для работы с малышами целый ряд развивающих
игр и заданий на подносах, которые легко повторить.
Какой поднос лучше выбрать
Использовать для занятий можно любые
подносы. Главное — поднос должен быть удобным, чтобы ребенок мог его взять и с
легкостью перенести на другое место. Следует также учесть размеры полок, на
которых будут располагаться подносы в группе.
Подносы из пластика рекомендуется использовать для экспериментов с водой. Поднос не должен иметь слишком высокие бортики, чтобы дети могли с легкостью добраться до расположенных на нем предметов. Подносы можно смастерить самостоятельно из больших крышек или коробок из-под обуви. Для этого достаточно оклеить крышку несколькими слоями папье-маше, чтобы она стала достаточно твердой.
Как подобрать задание для ребенка
Воспитатели — настоящие
профессионалы в наблюдении за детьми. Именно наблюдение является основой
педагогической деятельности и помогает выбрать и предложить ребенку подходящее
задание.
Вы можете подготовить подносы с
индивидуальными заданиями для каждого ребенка или предложить группе детей
различные виды развивающих игр, соответствующих их уровню развития и отвечающих
их интересам, на нескольких подносах. Все зависит от возраста детей и того,
насколько однородна в этом отношении группа, с которой вы работаете. В любом
случае подготовленные вами задания облегчат вам решение ежедневных задач,
связанных с развитием и обучением детей.
Как подготовить задания
Поразмышляйте
для начала над тем, что ребенок на данном этапе должен усвоить, какие
способности или навыки ему необходимо развить сейчас. И в зависимости от поставленной
цели подберите для него подходящее задание.
Подумайте,
какие материалы вам для этого понадобятся, и подготовьте их.
Затем
определите, как можно изменять задания по уровню сложности; какие материалы или
вещества вы хотели бы предложить ребенку в начале игры, а какие можно дать ему
позже, на замену.
Развивающие и стимулирующие задания
Понятность. Задание, которое нужно выполнить ребенку, должно быть ясным и понятным без
дополнительных объяснений. Другими словами, предметы следует располагать на подносе
так, чтобы было очевидно, что с ними нужно сделать. При этом композиция на
подносе должна побуждать ребенка к конкретным действиям. Например, если ребенку
предлагается собрать пирамидку, то на подносе следует расположить не готовую
пирамидку, а поставить основание пирамидки со стержнем и рядом положить
несколько колец. Так можно мотивировать ребенка проверить, нанизываются ли
кольца на стержень. Этот принцип понятности развивающих заданий следует
соблюдать при составлении всех композиций.
Наглядность и
порядок. Поднос следует разделить на ячейки. Упорядоченность и
структурированность — важные принципы, которые позволяют сделать задание
наглядным и понятным, не требующим дополнительных объяснений. Готовые подносы с
ячейками можно купить в специализированных магазинах, продающих инвентарь для
дошкольных учреждений. Но при помощи полос из картона можно легко разделить
крышку от обувной коробки на ячейки и самим.
Также можно предложить материалы для
заданий в специальных чашечках, чтобы создать ощущение порядка.
Пространство
для творчества. При подготовке заданий для детей всегда помните
о присущем им любопытстве. Поэтому располагайте предметы так, чтобы ребенок
обязательно почувствовал желание поиграть с предложенными материалами.
Возможность экспериментировать. Дети по-разному выполняют одно и то же задание. Каждый ребенок должен иметь
возможность исследовать предложенные ему предметы, опираясь на собственные идеи
и представления.
Как работать с подносами
Для подносов обязательно нужно
отдельное место хранения. Некоторые подносы малыши могут брать в течение дня
самостоятельно, поэтому их следует поставить на низкую, доступную для детей
полку. Поблизости от нее должен находиться стол или широкая скамья, на которых
дети смогли бы работать с подносами. Малыши охотно ставят подносы прямо на
пол, садятся рядом и играют.
Те подносы, которые воспитатели
предлагают детям со строго определенными целями и которые должны использоваться
только под контролем педагога или с его помощью, следует хранить на самых
высоких полках. Но эти полки должны находиться на уровне глаз взрослого, чтобы
воспитатель мог легко увидеть содержимое подносов и выдать для работы один из
них ребенку, если он об этом попросит или если у вас есть время для совместных
занятий с ним. На полках можно повесить фотографии с изображением содержимого
подносов, чтобы дети и взрослые хорошо видели, какой поднос где стоит. Те
подносы, которые можно использовать только под контролем воспитателей,
промаркируйте наклейками.
Далее приведем описание игры
«Заставляем предметы исчезнуть». Больше идей вы найдете в пособии «Экспериментируем и играем на
подносе: 40 идей для занятий с детьми в яслях и детском саду».
Заставляем предметы исчезнуть
Вам понадобятся:
· жестяная баночка с пластмассовой крышкой, разрезанной посередине
крест-накрест;
·
разноцветные бигуди разного размера.
Как в это играют
Дети очень быстро понимают, что они
должны сделать на этом подносе. В прорезанное в крышке отверстие можно засунуть
бигуди, и тогда они исчезнут в баночке. Шероховатая поверхность бигуди
поскрипывает при засовывании в отверстие банки.
Звуки меняются в зависимости от
скорости проталкивания и материала, из которого бигуди сделаны.
А поскольку бигуди разноцветные,
ребенку нетрудно догадаться, что бигуди отправляются в баночку по определенному
признаку. Например, сначала красные, потом желтые и т. д. Так выполняется еще и
задание на сортировку. Как только все бигуди окажутся в баночке, ребенок сможет
ее открыть, чтобы достать оттуда цветные рулончики. Игру можно начинать
сначала!
Что развивается и чему учится ребенок
Понимание того,
что вещи не исчезают, даже если их не видно. Исчез ли предмет, который я засунул в банку, или он только спрятался там?
Координация и
глазомер. Бигуди могут попасть в банку через отверстие, только
если ребенок вставляет их в нее под прямым углом.
Понимание причинно-следственных
связей. Сначала бигуди шуршат, а потом слышится звук от
падения предмета на дно банки.
Стремление к
порядку. Какие бигуди надо мне сначала засунуть в
баночку: сортируя их по цвету или по размеру?
Умение считать. Сколько бигуди уже в баночке: четыре или шесть? А сколько еще
осталось?
Мелкая
моторика. У меня получится открыть крышку баночки и снова ее
плотно закрыть?
На что следует обратить внимание?
Чтобы дети не поранились, если им
удастся засунуть всю руку в банку через отверстие в крышке, следует обточить
края клиньев крышки в местах разреза и постоянно следить за тем, чтобы пластик
крышки не порвался. Эта игра не таит в себе никаких опасностей, но иногда могут
случаться неприятности: в такие баночки дети могут засунуть совсем другие предметы.
Поэтому следует постоянно следить за действиями ребенка, играющего с этим
подносом.
Принципы
технологии
«План —
дело — анализ»
Педагогическая технология «План — дело — анализ» основана на обобщении
различного опыта работы по программам, ориентированным на ребенка,
предполагающим отказ от жесткого расписания с четкими границами между
различными фазами работы и гибкость в планировании. Общим для всех является
ритмическое построение дня, выделение в начале дня значительного промежутка
времени для свободной активности детей по их выбору. При этом технология «План
— дело — анализ» обеспечивает детям позицию полноправных субъектов
деятельности:
·
влияние на выбор темы образовательной работы, формы
работы в рамках проекта;
·
самоопределение в последовательности и общей
продолжительности выполнения самостоятельно выбранной деятельности;
·
роль инициаторов, активных участников, а не
исполнителей указаний взрослых;
·
реализация своих интересов, потребностей в учении,
общении, игре и других видах деятельности посредством самостоятельного принятия
решения об участии или неучастии в общем проекте или в конкретном действии.
Педагоги, специалисты детского сада, родители воспитанников имеют равные
права для внесения в общий план идей о темах, содержании, видах
деятельности.
Взрослые основывают свою деятельность на понимании и признании
потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка на свободу,
самостоятельное познание окружающего мира во всем его
многообразии; предоставляют детям достаточную свободу для реализации их
собственных потребностей, очерчивая ее рамками принятой культуры и формируя у
воспитанников понимание ответственности за свой выбор, действия и
результаты.
Задача взрослых состоит не в том, чтобы заставить ребенка выполнить то, что
они считают важным, нужным для его блага или для реализации образовательной
программы, а в том, чтобы помочь ему сделать собственный выбор и спланировать
свою деятельность, осознать важность, нужность своих и предложенных взрослыми
действий. Вместе с тем взрослые находят то, чему ребенка можно научить, чтобы
помочь ему быть успешным.
Формы работы отличаются вариативностью и многообразием. Прилагая максимум
усилий для того, чтобы привлечь детей к активному выдвижению идей, обсуждению
возможных вариантов и в итоге к выбору темы, к свободному высказыванию мнений
по поводу собственной деятельности, взрослые поддерживают их инициативу и
креативность, демонстрируют партнерский стиль взаимоотношений, позитивный
эмоциональный настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности совместных
действий.
Свободная деятельность осуществляется в центрах активности после того, как
ребята сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место работы и
партнеров. Принятие решения об индивидуальной работе или сотрудничестве с
другими детьми или взрослыми остается за ребенком, вплоть до отказа от участия
в общей теме.
В старших группах подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие
занятия с логопедом, дефектологом, психологом, плановые образовательные или
оздоровительные процедуры могут быть обозначены как равнозначный центр
активности. В этом случае подгруппа детей будет работать по плану, составленным
взрослым.
Смысл такого подхода состоит в формировании у дошкольников осознанного отношения к оздоровительным, учебным и коррекционным занятиям как необходимому усилию. Непосредственное вмешательство взрослого в самостоятельную работу ребенка или работу подгруппы может быть вызвано только поставленными учебными целями (научить чему-либо, провести коррекционную работу и т. п.), конфликтом, не решаемым самими ребятами, или ситуациями, когда дети просят помощи взрослого.
Выбор темы и содержания
Все, что происходит в детском саду и за его стенами,
может дать толчок для выбора темы проекта: строящийся по соседству с детским
садом дом, возвращение из путешествия с родителями, полученная в подарок книга,
приближение праздника. Задача взрослых не в том, чтобы самим выбрать
(назначить) одну из предложенных тем, а в том, чтобы помочь детям сделать
согласованный выбор самостоятельно.
Совместное планирование
В ходе и в
результате совместного обсуждения идей дети и взрослые вырабатывают совместный
план действий. Совместное планирование свидетельствует о профессиональной
состоятельности педагогов — умении вести диалог со своими воспитанниками,
следовать за их инициативой, учитывать их интересы, раскрывать содержание
образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов,
индивидуализировать работу; структурирует идеи детей и взрослых по видам
деятельности (исследование, чтение, игра, рисование, строительство, кулинария и
т. д.), но не устанавливает временной и пространственной закрепленности, то
есть оставляет свободу выбора в том, что и когда делать, сколько раз
возвращаться к деятельности или содержанию, с кем в партнерстве, где и как
организовать деятельность.
Взрослым
совместное планирование дает возможность планировать и организовывать
индивидуально-коррекционную работу «внутри» той деятельности, которую выбрал
сам ребенок.
Взрослые члены команды (педагоги, старший педагог, специалисты) собираются вместе для того, чтобы обсудить выбранную тему и идеи, предложенные детьми.
Итоговый сбор
Итоговый компонент дневного цикла образовательной деятельности «План — дело
— анализ» — это итоговый сбор. Он проводится ежедневно после того, как дети
выполнят задуманное — реализуют свой план в каком-либо центре активности
(искусства, науки, математики, строительства, игры, песка и воды и т.
п.).
Задачи итогового сбора — предъявить индивидуальные достижения и общие итоги работы в центрах активности; организовать процесс рефлексии, обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели; наметить последующие шаги (перспективы развития проекта). Еще одна, не менее значимая задача состоит в том, чтобы пробудить энтузиазм, вселить в детей чувство уверенности в том, что они также могут быть успешными.
Продолжительность
работы по теме
В отличие от учебного занятия работа
по теме может длиться столько дней, сколько у взрослых будет сохраняться
творческая и методическая готовность поддерживать ее новыми идеями и ресурсами,
а у детей — интерес к выбранному содержанию.
Продолжительная работа по теме позволяет детям попробовать свои силы в различных видах деятельности именно в то время, когда у них возникает в этом потребность. Иногда ребенок несколько дней подряд только наблюдает за действиями других детей, прежде чем решается включиться в работу. Некоторые дети могут пропустить несколько дней по какой-то причине или не успевать завершить запланированное, в этом случае длительность темы позволяет им включиться в работу в любой момент. В рамках общей темы ребенок может работать над своим индивидуальным проектом.
Примерный
распорядок дня
Время |
Форма |
Участники |
|
7:30–9:00 |
Приход,
общение, игры, завтрак |
Основной
состав группы, педагог, гости (родители и др.) |
|
9:00–9:10 |
Детский
совет (групповой сбор). Педагог: модератор |
Основной
состав группы, педагог, гости (родители и др.); в дни выбора темы проекта и
планирования — старший педагог, другие педагогические сотрудники дошкольной
организации |
|
9:10–9:50 |
|
Дети,
педагог, гости (родители воспитанников), по возможности другие педагогические
сотрудники дошкольной организации («эксперты» в отдельных видах деятельности) |
|
До
детского совета или после него и работы в центрах |
Специально
организованные занятия (музыкальное, физкультурное)
|
Основной
состав группы, педагог, специалист |
|
В одно
время с самостоятельной деятельностью детей в центрах активности |
Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия,
лечебно-оздоровительные процедуры |
Дети, имеющие
особые потребности, специалисты |
|
10:00–10:10
(в дни, когда нет музыкального или физкультурного занятия) или
10:30–10:40 |
Подведение
итогов работы в центрах |
Дети,
педагог, гости (родители воспитанников), по возможности другие педагогические
сотрудники дошкольной организации («эксперты» в отдельных видах деятельности) |
|
10:40 и
далее по обычному расписанию возрастной группы |
«План — дело — анализ» — одна из основных педагогических технологий,
которая используется в основной образовательной программе «Вдохновение».
«ТЕАТР В ЧЕМОДАНЕ»
Форма работы по программе «Вдохновение»
Ребенок
дошкольного возраста – настоящий слушатель, мечтатель, исследователь. Играя в
сказку, дети используют различные виды театра. Как известно, основной формой работы
с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно
поэтому многие педагоги - практики испытывают повышенный интерес к обновлению
предметно -развивающей среды ДОУ.
В группе
детского сада необходимо иметь центр театра. В них отводится место для различных
видов театра: настольный, пальчиковый, набор кукол, масок для разыгрывания
сценок. Театрализованная деятельность
позволяет развивать у детей творчество,
фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок. Центр театра организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым
делом. Размещенное в центре оборудование позволяет
детям объединиться подгруппами
по общим интересам.
Театр в чемодане - мобильный,
компактный, и в то же время многофункциональный.
Использование театра в чемодане позволяет обеспечить активную
жизнедеятельность ребенка, становления его субъективной позиции, развития
творческих проявлений.
По просьбе педагогов, родители воспитанников могут принести в детский
сад несколько старых чемоданов. Шаг за шагом, старые, обшарпанные чемоданы превращаются в настоящий
театр, параллельно изготавливаются куклы из различных материалов.
Для театрализованной деятельности можно оформить три чемодана. В каждом
чемодане есть несколько видов театра.
Маленький чемодан - детям младшей
группы или детям старшего возраста для «театра одного артиста».
В этом чемодане можно использовать такие виды театра,
как :
- магнитный
-
настольный
В большом
чемодане:
-
фланелеграф
- Бибабо
-
настольный
-
пальчиковый
- театр
«киндеров»
Дети самостоятельно выбирают в какой вид театра будут играть.
В среднем чемодане имеются
такие театры, как:
- теневой театр
- Бибабо
- настольный
- конусный
- пальчиковый
- на гапите.
Для театра теней можно
использовать экран из полупрозрачной бумаги (кальки), который
крепится в углах липучками. Для подсветки - компактная лампа на батарейках,
которая умещается в чемодане. Черные плоскостные персонажи сказок изготовить
своими руками. Также изображение можно получить и при помощи
пальцев рук.
Для кукольного,
пальчикового театров и театра на гапите можно
использовать шторы на резинке, которые легко надеваются на крышку чемодана.
Для настольного театра - самые
разнообразные игрушки, а также игрушки из киндер – сюрпризов. Театр из «киндеров»
является одним из самых востребованных у детей, так как разыгрывание сюжета
происходит без предварительной подготовки.
Чемодан очень мобильная вещь, с ним
можно найти уединённый уголок в группе, для самостоятельной игры;
сходить в
соседнюю группу, для показа сказки малышам;
вынести на
прогулку, просмотреть представление на открытом воздухе;
использовать на музыкальных занятиях и развлечениях.
Использование
театра в чемодане дает возможность применения разных видов
театров для организации игр дошкольников в театр, а также соответствует
требованиям ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно –
пространственной среде .
Театр в чемодане, заинтересует детей сказками, приобщит их к
русской народной культуре, воспитает в них любовь к книге. В наш век
информационных технологий, с появлением компьютеров, планшетов и других
гаджетов детям перестали читать книги, рассказывать сказки на ночь. Дети не
знают названий сказок, сказочных героев. Испытывают трудности с пересказом
сказок, не могут придумать свою историю, рассказ; продолжить рассказ
воспитателя или придумать свой конец сказки. В своей работе с детьми все чаще
сталкиваемся с тем, что у детей ухудшилась память, скудный словарный запас,
возникают трудности с пересказом произведений, с составлением рассказов по
картине.
Мы решили заинтересовать детей через
театрализованную игру, с применением различных видов театров, где все дети
могут попробовать себя в роли кукловода и погрузиться в мир сказок.
Еще
много лет прослужит «Театр в чемодане» детям и сыграет свою значимую роль в
развитии их творческих способностей.
Дети старших и подготовительных групп могут
самостоятельно изготавливать персонажей, декорации, а также придумывать сюжеты
для своих театральных постановок.
Волшебные мешочки историй.
Инсценировки для детей раннего
возраста.
Форма работы ПООП ДО «Вдохновение»
Мешочки историй помогают в форме коротких театральных
инсценировок познакомить детей с реалиями повседневной жизни. Привычная
обстановка, в которой дети следят за развитием событий, дает им чувство
эмоциональной безопасности, и они с легкостью подражают педагогу. У детей
расширяется словарный запас, они знакомятся с числами и цветами, развивают
память, вырабатывают нормы социального поведения.
Комментарии
Отправить комментарий