Работа по ООП ДО "ВДОХНОВЕНИЕ"
Под
знаком «Вдохновения»
Суть,
принципы и преимущества основной образовательной программы
«Вдохновение»
Основная
образовательная программа «Вдохновение» опирается на результаты научных
исследований в области дошкольного детства, лучший отечественный и зарубежный
педагогический опыт в области дошкольного образования.
Программа
разработана в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО, учитывает все
положения ПООП ДО и другие требования нормативно-правовой базы дошкольного
образования и является надежной основой для разработки основной образовательной
программы дошкольной организации.
«Вдохновение»
— это:
·
развивающая
предметно-пространственная среда, открывающая детям разнообразные возможности
для игр, приобретения нового опыта, движения и пр.;
·
профессиональная
педагогическая работа, основанная на доказательной педагогике и наполненная
творчеством;
·
богатая
коллекция педагогических идей и развивающих игр, тщательно выверенных
дидактических материалов;
·
активное
вовлечение в образовательный процесс родителей детей;
·
открытые
возможности для развития каждого участника образовательной
деятельности.
Основные
принципы «Вдохновения»:
·
Эмоциональное
благополучие каждого ребенка.
·
Педагогическая
диагностика и педагогические наблюдения за развитием детей группы с целью
изучения индивидуальной траектории их развития и определения актуального
уровня.
·
Возможности
для развития ребенка по индивидуальным образовательным маршрутам в мотивирующей
образовательной среде, в том числе:
o
дифференцированное
обучение детей группы с учетом их особенностей и актуального уровня развития,
нацеленное на работу в зоне ближайшего развития с использованием развернутого
многоуровнего УМК;
o
активизация
образовательных возможностей повседневной жизни детей;
o
поддержка
свободной игры, экспериментирования и исследовательской активности при освоении
образовательных областей в тематическо-проектной
деятельности;
o
знакомство
с окружающим миром через реальное взаимодействие с ним: с помощью экспериментов,
опытов, детских проектов;
o
речевое
развитие в обогащенной речевой среде: от оживленной дискуссии в утреннем кругу,
широкого спектра тематических и повседневных, спонтанных и организованных
речевых ситуаций к освоению языкового материала и языковых правил во
взаимодействии со взрослыми и другими детьми;
o
развитие
математических способностей: от развития способностей-предшественников
(восприятия собственного тела в пространстве, ощущения количества вещества,
сенсомоторных навыков и пр.) — к поиску математических закономерностей в
реальной жизни, к математическим играм-открытиям, экспериментированию и
тренировке математических навыков в игровой форме;
o
техническое
творчество и другие форматы погружения в высокотехнологичную реальность
современного мира;
o
погружение
в художественную и музыкальную культуру: от знакомства и культурными образцами
до открытых творческих экспериментов.
·
Поддержка
преемственности с начальным общим образованием.
· Вариативность форм реализации и гибкость планирования в зависимости от контекста реализации образовательной деятельности.
Работа
по «Вдохновению» — лучший рецепт от профессионального
выгорания
Педагог, который воодушевлен своей работой, который видит в ней смысл и выполняет ее с радостью и удовольствием, может выстроить полноценный, качественный образовательный процесс. «Вдохновение» дарит педагогам профессиональную свободу, чувство собственной профессиональной компетентности, создает плодотворную почву для повышения профессионального уровня.
Учебно-методический
комплект «Вдохновение»
Программа «Вдохновение» сопровождается развернутым учебно-методическим комплектом, который поможет реализовать все ее положения как начинающим педагогам, так и мастерам дошкольной педагогики. Программно-методические комплексы «Мате:плюс», «Речь:плюс» позволят развернуть образовательную активность детей в основное время работы группы, а также на дополнительных занятиях.
«Вдохновение»
– новый уровень качества дошкольного образования!
Какие принципы заложены в программу
«Вдохновение»?
Подробно о 12 основных принципах
1. Принцип поддержки разнообразия детства
Программа
«Вдохновение» учитывает уникальность каждого ребенка и делает акцент на
индивидуализации, многообразии образовательных траекторий.
Программа
«Вдохновение» предоставляет равные шансы как одаренным детям, так и детям с
проблемами в развитии (инклюзия), признает и учитывает широкий спектр
предпосылок развития детей, разнообразие в способностях и темпе развития.
Программа
«Вдохновение» требует от всех участников педагогического процесса проявления
внимания и чуткости к индивидуальным склонностям, интересам, возможностям и
потребностям каждого ребенка, готовности поддерживать детей с различными
предпосылками развития с помощью индивидуализации и дифференциации обучения.
Для успешной
реализации Программы «Вдохновение» возрастной состав групп принципиального
значения не имеет. Она одинаково эффективна как в одновозрастных, так и в
разновозрастных группах; в группах типично развивающихся детей и в инклюзивных
группах, а также в смешанных группах детей с типичным развитием и детей с
ограниченными возможностями развития.
Однако общая
практика показывает, что разновозрастный состав группы предпочтительнее, так
как он более сообразен устройству общества и социальному развитию ребенка.
Способ
комплектования групп зависит от дошкольной организации — традиций, готовности
работать в условиях, более трудных для взрослых, но более комфортных для детей.
Программа «Вдохновение» предусматривает возможность гибкой организации
образовательной работы, в том числе на основе открытых групп сменного состава,
объединяющих детей разного возраста по интересам. Такая организационная форма
обладает рядом преимуществ в плане возможностей реализации индивидуальных
траекторий развития детей.
2.
Принцип преемственности с начальным общим образованием
Образование в течение первых десяти лет жизни является успешным и
эффективным в том случае, если дошкольный и начальный уровни образования
строятся преемственно, следуют единым общефилософским и дидактическим
принципам.
При этом «преемственность сверху», с попытками привести всех детей к
единому уровню развития путем переноса школьных занятий в детский сад,
недопустима. Формы и содержание школьного образования не должны переноситься на
дошкольный уровень.
Преемственность должна выстраиваться снизу, ступенчато. Выстраивание
«преемственности снизу» целесообразнее всего начинать с самых ранних ступеней
образования.
При реализации Программы «Вдохновение» рекомендуется выстраивать кооперацию и преемственность между уровнями дошкольного образования и начальной школы на основе социоконструктивистской модели образования. При этом необходимо соблюсти равновесие между игровой, познавательной, исследовательской и другими формами активности самого ребенка и активностью взрослого, поддерживающего и обогащающего опыт ребенка.
3. Принципы содействия, сотрудничества и участия
Преодолевая парадигму передачи
знаний и опыта от взрослого к ребенку, Программа «Вдохновение» продвигает идею
полноправного участия ребенка в образовательном процессе.
Принцип участия ребенка в обсуждении
вопросов, касающихся его образования, и принятии решений закреплен в Декларации
ООН о правах ребенка (ст. 12 и 13).
Ребенок приобретает собственный
опыт, осваивает и осмысливает мир, активно строя знания на основе предыдущего
опыта в самостоятельной и «совместно-разделенной» деятельности в общении с
другими детьми и взрослыми, становясь полноценным участником образовательного
процесса.
Принцип содействия и сотрудничества является конкретным выражением социоконструктивистского подхода в образовании и реализуется в качестве сквозного принципа организации образовательной деятельности по Программе «Вдохновение», а также в форме применяемых в рамках Программы методик «Детский совет» и «Магический круг».
4.
Принцип обогащения (амплификация) развития через поддержку детской инициативы
и интересов
Дети
старательно, терпеливо и настойчиво занимаются какой-либо деятельностью, если
это им интересно. Опыт показывает, что дети испытывают радость и эмоциональный
подъем тогда, когда им позволяют свободно играть, экспериментировать,
высказывать свои гипотезы и идеи, выражать себя в различных видах деятельности.
Радость и позитивный эмоциональный фон способствуют укреплению веры в себя и
настойчивости в достижении учебных целей. Позднее это принесет свои плоды в
мотивированной и творческой работе в рамках школьного обучения.
С целью
поддержки интересов детей Программа «Вдохновение» предлагает гибкое планирование
образовательного процесса, нацеленное на равновесие между собственной
(исследовательской, поисковой, игровой и др.) активностью ребенка и активностью
взрослого, обогащающего опыт ребенка и поддерживающего его усилия по освоению
мира и реализации собственного потенциала.
Программой
предусмотрено:
·
самоопределение и соучастие детей в формировании
содержания работы: содержание больше половины всех занятий инициируется
самими детьми; дети делают то, что им нравится, взрослые поддерживают
детскую инициативу;
·
соблюдение правильного баланса между групповыми
занятиями и самостоятельной деятельностью детей с включением свободной игры;
·
уважительное и внимательное отношение педагогов к
детям, позитивное реагирование на их поведение, учет детских потребностей и интересов
и выстраивание предложений в соответствии с ними;
·
выделение более половины времени для самостоятельной
детской деятельности с включением свободной игры.
5. Принцип эмоционального благополучия
Решающим условием успешного развития и важнейшей характеристикой
взаимодействия детей и взрослых является эмоциональная атмосфера, в которой
протекает образовательный процесс.
Осознанное выстраивание атмосферы доверия и эмоционального комфорта
является важным направлением педагогической деятельности по Программе
«Вдохновение».
Особое внимание со стороны воспитателей при переходе ребенка из семьи в
дошкольную организацию и в ежедневной работе должно быть направлено на
формирование отношений привязанности ребенка к педагогу. Устойчивая
привязанность создает предпосылки для появления у ребенка чувства защищенности,
крайне необходимого для его эмоционального благополучия.
Программа «Вдохновение» предлагает научно обоснованную и практически
апробированную методику перехода ребенка из семьи в детский сад, обеспечивающую
психологическую адаптацию и укрепление способностей ребенка к преодолению
стрессов и нагрузок.
Постановка
задач, помощь и поддержка взрослого, предлагаемые формы активности, должны быть
адекватны возрастным возможностям ребенка и протекать в «зоне ближайшего
развития». Предлагая новые образовательные идеи и стимулы, взрослые должны
опираться на уже имеющиеся знания, понимание, желания, особенности,
предпочтения и интересы ребенка. Взрослый должен слушать и слышать ребенка,
прежде чем давать ему тот или иной ответ или стимул (мотивацию).
Программа «Вдохновение» предлагает научно обоснованную и практически апробированную методику педагогической диагностики текущего уровня развития ребенка и поддерживающей коммуникации в зоне ближайшего развития, методики педагогических наблюдений в форме портфолио и других формах.
7. Принцип обучения на примере поведения
взрослого
Дети особенно
чутки к поведению взрослых и стремятся им подражать. Подражание показало себя
как эффективное методическое средство непрямой мотивации детей к деятельности.
Действия
взрослого, например приготовление завтрака, вязание, сборка конструкций,
уборка, притягивают внимание ребенка и вовлекают его в процесс.
В совместной
деятельности со взрослым дети учатся многим полезным и важным умениям, расширяя
свой кругозор и знания о мире. Совместное решение задач и происходящий при этом
социальный обмен представляют собой идеальную среду для развития. Ненавязчивое
обучение собственным примером не подавляет активность детей и сохраняет им
свободу выбора содержания своих занятий.
При реализации
Программы «Вдохновение» каждому ребенку предоставляется право использовать опыт
и информацию по-своему, рассматривать и усваивать ее индивидуально, с позиций
собственного опыта. Педагоги разрешают детям делать что-то «не так, как надо»,
пробовать, ошибаться, обнаруживать и исправлять ошибки.
Программа
«Вдохновение» признает и утверждает за каждым ребенком право знать и не знать,
уметь и не уметь, хотеть и не хотеть. Нет больших и маленьких. Нет достигших и
не достигших какой-то внешней нормы. У каждого есть свои сильные стороны и свои
проблемы, свои приоритеты и потребности.
Методы поддерживающей
коммуникации, предлагаемой педагогам в рамках Программы «Вдохновение»,
позволяют использовать ошибки в качестве источника ценного опыта и учения.
9. Принцип поддержки игры во всех ее видах и формах
Игра является
формой освоения мира и развития, формой учения, специфической для детей раннего
и дошкольного возраста. В игре ребенок приобретает и перерабатывает знания о
мире, развивает способности, учится решать проблемы, устанавливает социальные
отношения и строит воображаемые миры.
Программа
«Вдохновение» предлагает методические рекомендации по созданию условий,
поощрению и целенаправленному развитию различных видов игры, характерных для
раннего и дошкольного возраста, практические примеры развития традиции детской
игры в группах.
10. Принцип поддержки любознательности
и исследовательской активности
Ребенок —
прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью. Ему
свойственно быть любопытным и интересоваться всем, что происходит вокруг. Если
удовлетворены его базовые потребности в привязанности, внимании и любви, если
он здоров и хорошо себя чувствует, он начинает активно интересоваться и
исследовать свое окружение практически с момента рождения. То, что взрослым,
кажется привычным и обыденным, ново и незнакомо ребенку, может заинтересовать
его и вызвать у него удивление. Исследовательская активность является
естественной формой детского освоения мира, процессов детского учения.
Задача взрослых
— разделить с ребенком его удивление и интерес, восхититься и удивиться вместе
с ним и лишь затем дать необходимые знания, окрашенные этим удивлением.
Для
развертывания исследовательской активности и поддержания любопытства детей им
важна свобода. Самостоятельность и креативность лучше всего процветают в
свободной атмосфере. Если дети не только идут по заданному пути, но
устанавливают правила и находят собственные пути решения, то они воспринимают
учение как приключение, как увлекательное путешествие, полное открытий. Когда
детской любознательности предоставляют свободу, в детском коллективе появляется
множество идей о том, как совершать открытия и достигать результатов. Это
пробуждает и усиливает их интерес и любопытство к какому-либо предмету, теме
или проблеме. Нахождение собственных решений стимулирует детей к размышлениям,
постановке вопросов и поиску ответов, принятию на себя ответственности за свои
учебные процессы, проявлению терпения, выдержки, развивает мотивацию к решению
задач, формирует положительное восприятие себя как успешных, иногда даже
творческих исследователей. Знания, которые дети при этом усваивают, более
прочные и глубокие.
Жесткое
определение целей и содержания образования извне затрудняет возможность или
вовсе не позволяет растущему человеку получить опыт самоопределения и
саморегуляции в различных видах деятельности, созидательного отношения к миру и
себе самому, не способствует формированию и развитию желания учиться постоянно
и самостоятельно.
11. Принцип вариативности форм
реализации Программы «Вдохновение» и гибкости планирования
Программа
«Вдохновение» основана на сотрудничестве детей и взрослых, на поддержке детской
инициативы, на признании за ребенком права на участие в принятии решений, на
учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников, на вовлечении
родителей и социокультурного окружения места расположения детского сада и не
задает жестких рамок, планов и форм образовательной деятельности.
Программа
рассчитана на компетентного педагога, заинтересованного, вдохновленного,
влюбленного в свою профессию. Такой профессионал работает творчески, а не по
готовому шаблону с механической реализацией «методики» или «технологии». Он
всегда вносит в реализацию Программы что-то оригинальное, свое и ориентируется
на интересы и потребности конкретного состава детей и места расположения
детского сада. Интересы и пристрастия педагогов являются в этом контексте
важным фактором мотивации, заинтересованности в своей работе. Каждый
педагогический коллектив призван найти свою оригинальную версию реализации
Программы «Вдохновение».
Программа
«Вдохновение» предусматривает гибкие подходы к планированию и выбору форм ее
реализации, не ограничивая педагога конкретным детализированным содержанием
образовательной деятельности.
Программа «Вдохновение» открывает возможность для
участников образовательных отношений стать ее соавтором.
Организации при разработке своей основной
образовательной программы могут добавлять элементы других образовательных
программ, собственных методик и формы организации образовательной работы.
Программа «Вдохновение» может быть использована как в
массовых дошкольных организациях, ранее работавших по традиционной системе, так
и в дошкольных организациях, реализующих международно признанные личностно
ориентированные педагогические концепции.
12. Принцип дифференциации
Дифференцированное обучение — это форма организации
образовательной деятельности в детской группе, при которой организация и
педагоги организуют образовательный процесс и создают развивающую
предметно-пространственную среду таким образом, чтобы они предоставляли
возможность учесть готовности, интересы и особенности каждого ребенка или
небольших групп детей. Педагоги, реализующие подходы дифференцированного
обучения, составляют программы; выбирают методы обучения, развивающие средства
обучения, организуют образовательный процесс таким образом, чтобы удовлетворить
различные потребности воспитанников.
Дифференциация обучения является как педагогическим
принципом, так и подходом к обучению. Иными словами, она касается не только
выбора «подходящих» методов обучения, но и философии, которая определяет
реализацию программы, и условия обучения детской группы.
Дифференцированное
обучение — это предоставление детям «многих путей, которые ведут к обучению».
Эта идея подразумевает, что педагог приспосабливает программу к детям, а не
ждет, что они приспособятся к ней.
Задачей дифференцированного обучения является учет:
·
готовности к обучению;
·
индивидуального темпа развития;
·
интересов;
·
индивидуальных особенностей;
·
образовательного профиля ребенка.
Необходимую
информацию педагог собирает в ходе педагогических наблюдений за детьми и
оценивания их готовности к обучению с помощью различных методов и приемов
(например, беседа с детьми, записи их предпочтений, скрытое наблюдение, общение
с родителями и т. д.).
Готовность к обучению определяется уровнем понимания и
развития навыков ребенка, а также уже имеющимися знаниями.
Интересы определяются по темам, которые ребенок хочет
изучать. Интересы могут быть связаны с жизнью ребенка за пределами организации
или могут относиться к каким-то объектам познания.
Образовательный профиль ребенка определяется методами,
при которых он обучается лучше, и включает в себя стиль обучения (зрительный,
слуховой, кинестетический и т. д.), предпочтения ребенка относительно работы в
группе (индивидуально, небольшая группа или большая группа), предпочтения
относительно условий обучения, места обучения (тихое светлое помещение, с
музыкой и т. д.).
Дифференцированная
педагогика влияет на образовательную деятельность на четырех уровнях:
содержание, процесс, среда (в том числе предметно-развивающая среда) и
результаты.
На всех этих
четырех уровнях ключевыми словами являются «разнообразие» и «альтернативные
способы».
Кроме того, дифференцированное обучение уделяет особое
внимание возможности выбора детьми способов работы (индивидуально или в
группах), способов выражения, содержания деятельности и т. д. Чтобы выбор детей
дошкольного возраста был результативным, альтернативы для выбора, предложенные
педагогом, должны:
·
соответствовать поставленным образовательным целям;
·
реально различаться, предоставляя возможность для
подлинного выбора детей;
·
защищать ребенка от растерянности при виде избыточного
количества вариантов.
Дошкольники
должны уметь самостоятельно или при участии педагога не только сделать выбор,
но и обосновать его. Это «навык», который имеет важное значение для
формирования самостоятельности и ответственности за свой выбор у детей и
воспитывается только частой практикой.
Дифференцированное обучение не является:
·
индивидуальным обучением;
·
хаотичным процессом;
·
альтернативным способом организации однородных групп;
· формой обучения, при которой воспитатель получает больше запросов от одних детей и меньше от других.
Детская инициатива и самостоятельность
Почему важно поддерживать детскую инициативу
и самостоятельность?
Что нужно учитывать при организации образовательной
деятельности?
Нейрофизиологические исследования последних десятилетий подтвердили особое значение
детской инициативы и самостоятельности.
Согласно этим исследованиям, сигналы, поступающие из окружающей среды в
мозг ребенка через органы чувств, оказывают активное влияние на развитие
мозговых структур только в том случае, если они поступают на фоне активного,
самостоятельно инициируемого взаимодействия ребенка и окружающей среды.
Иными словами, для активизации процессов развития детского мозга крайне
важно создавать условия для самостоятельной деятельности ребенка.
Исследования также подтверждают тот факт, что различные участки коры
головного мозга развиваются с разной скоростью, индивидуальной для каждого. В
определенные фазы жизни определенные участки мозга особенно восприимчивы к
информации из окружающей среды (сензитивные фазы). Поэтому при формировании
содержания образовательной деятельности и планировании образовательного
процесса крайне важно учитывать текущие сензитивные фазы развития ребенка.
Важно внимательно следить за тем, чем именно интересуется ребенок, к чему
он стремится и что его радует. Навязывать неподходящие занятия с целью
ускорения их развития бесполезно и даже вредно.
Если что-то пробудило любознательность ребенка, он по собственной
инициативе воспользуется каждым шансом, чтобы получить больше знаний.
В этой ситуации он сможет собрать воедино мотивацию, концентрацию и
выдержку. Успех дальнейших шагов в обучении зависит от взрослых, от их
внимательности и поведения.
Не оставляйте вопросы ребенка без ответа, это стимулирует развитие его
мышления.
Ориентироваться на особенности развития ребенка не значит ориентироваться на норматив развития, связанный с его паспортным возрастом. Ориентироваться следует на актуальный уровень развития и зону ближайшего развития, определяемые путем наблюдения, областью интересов и потребностей.
Конфликты как часть учения
Почему взрослым не стоит сразу вмешиваться в спор
между детьми?
Конфликты — неотъемлемая часть жизни человеческого сообщества, а конфликты
в «учебном сообществе» следует рассматривать как часть учения.
Конфликты отражают противоречия между потребностями и интересами людей, а
значит, являются составной частью человеческого взаимодействия и общения.
Взрослые часто сразу вмешиваются в спор между детьми и не замечают, что
многие конфликты дети могут решить самостоятельно.
Конструктивно разрешенные конфликты делают детей сильнее и значительно
обогащают их опыт. Одной из главных целей образования является своевременная
помощь детям в освоении конструктивных стратегий разрешения конфликтов. Она
предписывает допускать конфликты в процессе образования и понимать их как
обогащение опыта, средство для развития умения управлять сложными ситуациями.
Умение спорить и договариваться друг с другом — условие позитивной
социализации. Поэтому важно использовать конфликтные ситуации для обогащения
социального опыта детей путем обсуждений и выработки позитивных стратегий. При
этом ребенок учится:
·
вступать в
контакт с детьми и взрослыми, соблюдая правила этики и безопасности;
·
понимать и
соблюдать границы и правила;
·
сотрудничать с
другими, понимая общие цели;
·
конструктивно
разрешать конфликты, идти на компромисс;
·
поддерживать
длительные (устойчивые) дружеские связи, несмотря на ссоры и конфликты;
·
формулировать
собственную точку зрения;
·
выражать и
обосновывать свое мнение;
·
слушать,
понимать и уважать точки зрения и мнения других;
·
выражать и
отстаивать собственные интересы;
·
согласовывать
собственные интересы с интересами других;
·
конструктивно
участвовать в разборе и улаживании межличностных конфликтов;
·
принимать
осознанные решения в соответствии с возрастным развитием.
Важным условием реализации программы «Вдохновение» в области социально-
коммуникативного развития является позитивное отношение педагогов к
противоречиям, разногласиям, конфликтам и спорам в детской группе.
Индивидуализация образования
Что необходимо для индивидуализации образования? Какие методы и инструменты индивидуализации существуют?
Суть индивидуализации образования
Одним из основных принципов дошкольного образования является его индивидуализация,
то есть построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, его участие в выборе содержания своего
образования.
Ребенок становится субъектом деятельности: свободно определяет и
реализовывает собственные цели, добровольно возлагает на себя ответственность
за результаты своей деятельности.
Что необходимо для индивидуализации образования:
·
развивающая
среда, которая стимулирует инициативу и активность;
·
взрослые,
которые готовы оказать поддержку;
·
время, которого
достаточно для игр и самостоятельной деятельности;
·
право выбора.
Право выбора – это возможность пробовать новое, действовать одному или в сотрудничестве с другими; работать молча или включаться в диалог; ориентироваться на результат или сосредоточиться на процессе.
Методы индивидуализации
Одним из основных методов индивидуализации образования является метод
реагирования. Он заключается в том, что детям предоставляется право определять
темы, планировать содержание, выбирать деятельность.
Внимание педагогов направлено на выявление интересов детей, стимулирование
и поддержку их инициативы, активности, самостоятельности. Для этого они
организуют обсуждение, ведут наблюдение за детьми, оценивают их достижения и
потребности, создают развивающую среду.
Определить цель, договориться о совместных действиях, организовать свое
рабочее место дети могут самостоятельно. Взрослые находятся рядом и всегда
готовы помочь, ответить на вопросы, включиться в обсуждение задания и способов
его выполнения.
Еще один метод индивидуализации – гибкость в организации деятельности,
предложенной взрослым. Педагог не говорит детям, что делать, а помогает им
реализовать их собственный план. Его задача – оказать помощь тем, кому трудно
начать или выполнить отдельные операции. Одних достаточно приободрить, другим
нужно помочь советом, третьим оказать практическую помощь.
В результате индивидуализации дети проявляют свои знания и умения
по-разному. Например, во время реализации проекта, посвященного космосу, одни
предпочитают конструировать макет космического корабля, другие придумывают
истории, рисуют их и оформляют книги.
Тематические карточки – инструмент индивидуализации
образования
Обеспечить индивидуализацию образования на занятиях
совместной со взрослыми или самостоятельной деятельности позволяет
использование тематических карточек.
Образец карточки из комплекта «Дома»
Для тематического проекта педагоги готовят от 30 до 50 карточек из расчета
по 2–3 на каждого ребенка. Такое количество обеспечивает комплексность
содержания, максимальное разнообразие заданий и реальную возможность выбора.
Содержание карточек разрабатывается так, чтобы оно было понятно детям без
комментариев взрослых. А любые выполненные на карточках действия были
обучающими и развивающими.
Образец карточки из комплекта «Космос»
Основой для разработки карточек служат рабочие
тетради, раскраски, комиксы, познавательные журналы и книги. Все задания
подбираются и комплектуются педагогом в соответствии с темой проекта,
актуальной ситуацией и перспективами развития детей конкретной группы.
Образец карточки из комплекта «Насекомые»
Как правило, карточки предназначены для индивидуальной работы, но есть и
такие, которые разрабатываются специально для работы в команде, паре или
тройке. Эти карточки состоят из нескольких листов. Прежде чем приступить к
выполнению заданий, детям нужно найти все части и правильно их совместить.
Образец карточки из комплекта «Новый год»
Работа в команде требует умения договариваться, согласовывать
последовательность совместных действий, распределять пространство и материалы,
помогать, доброжелательно исправлять ошибки.
Комментарии
Отправить комментарий